Обзоры

Winter Ember: Обзор | StopGame


Актуально для платформы: PC

Авторы Winter Ember взяли на себя непростую задачу. Хотели они того или нет, но по описанию и трейлерам выходило, что нас ждёт чуть ли не новая Thief, только с видом сверху. Поэтому любители стелса ждали от игры если не того же уровня качества, то близкого к нему. Что же у разработчиков получилось хорошо, а что — не очень?

Интригующий сюжет и интересные миссии

Прежде всего, интересной вышла история. Да, она крутится вокруг избитой темы мести, да ещё и с добавлениями элементов мексиканских сериалов, но интрига, за что же убили всю семью нашего героя, Артура Арториаса, а самого его пытались сжечь, долгое время не даёт покоя ни ему самому, ни нам. Артура спасла и выходила его девушка, он был обезображен (лицо теперь скрывает под капюшоном), но всё-таки выжил, а теперь решил всё выяснить и отомстить.

Вернувшись спустя несколько лет в родной город, где все его считают мёртвым, он в поисках ответов сталкивается с влиятельной религиозной сектой «Великое небо», которая «очищает» людей через публичные казни, и встречает старых знакомых отца, у которого, оказывается, было много тайн. И узнаёт о коварном заговоре, конечно…

При этом сюжетные (да и не только) миссии авторы постарались разнообразить, уйдя от очевидных сценариев в духе «Заберись и убей/укради». То есть этим мы, понятное дело, и занимаемся всю дорогу, но всегда есть интересные детали: где-то нужно придумать, как пробраться на поезд, где-то — как остановить повозку и залезть в неё, чтобы попасть на закрытую территорию, или как уничтожить огромную статую и проникнуть в подземелье под ней.

Также мы собираем разбежавшихся по округе лошадей; просим завсегдатая бара отвлечь охранников; освобождаем из заточения важного персонажа; пытаемся предотвратить казнь «нечистых», устраиваемую палачами «Великого неба»; и окольными путями бежим от внезапно нагрянувшего отряда религиозных фанатиков.

Даже на стриптиз получится сходить.

Нелинейность и свобода в большом городе

При этом никто не запретит вам отложить на время сюжетные миссии и заняться побочными, свободно исследуя приличных размеров город, в котором разворачиваются основные события. О масштабах свидетельствует то, что нам доступны сразу несколько способов быстрого перемещения по городу — за деньги на карете и бесплатно через канализационные люки.

На остановке общественного транспорта произошёл конфликт…

На карте можно найти много вопросительных знаков, указывающих на ещё не открытые задания. Они разные — кто-то, как водится, просит разобраться с бандой грабителей, логово которых ещё нужно найти; кому-то нужно попасть домой (якобы ключи забыл, хотя это не так!); один из торговцев обещает хорошую награду, если мы догоним собаку, схватившую мешок с драгоценностями; воришка, сидящий в клетке, хочет, чтобы мы его выпустили — если согласимся, то получим многоэтапный квест, заставляющий прилично побегать по городу (зато интересно!).

Тут мы стали жертвой местной клофелинщицы.

А один товарищ и вовсе попросил разыграть целый спектакль — расстроить свидание его жены с любовником, а потом якобы напасть на неё, чтобы муженёк дал нам отпор (нужно, естественно, поддаться), и супруга вновь увидела в нём настоящего мужчину… Иногда есть выбор, как поступить. Например, когда мы догоним вора, укравшего у женщины ценную вещь, тот заявит, что на самом деле это она её у него забрала и он просто вернул своё, — тут мы сами решаем, кому верить. Выбор дают и в некоторых сюжетных заданиях — пощадить ли убийцу из «Великого неба», принять ли открытый бой с боссом или хитро избавиться от него.

Правда, какие будут последствия выбора, толком не понятно — просто выбираем сердцем.

Ну и сам процесс исследования вполне свободный. В городе полно закрытых дверей — где-то нужно найти ключ, а где-то придётся взломать замок с помощью отмычек и знакомой мини-игры.

Есть лёгкий, средний и сложный уровни, а в случае ошибки отмычки ломаются.

Но очень часто можно найти и другие способы попасть внутрь — через окно, вентиляцию (на крыши помогает забраться стрела с привязанной к ней верёвкой) или, например, через закрытый льдом проход, который получится растопить огненной стрелой. Ещё одна стрела — с тупым наконечником — проламывает доски, мешающие пройти в некоторые места. С её же помощью можно использовать окружение против врагов — обвалить на них брёвна, уронить тяжёлую люстру и всё в таком духе. Вариантов не то чтобы много, но они есть.

Всё это говорит о хорошей работе дизайнеров уровней — много вертикального геймплея, точек для входа, интересных деталей.

Так нас точно никто не заметит.

Солидный воровской арсенал

Артур предпочитает действовать скрытно, и у него для этого много возможностей. Тихо подкравшись к врагу, он или убьёт его, или придушит, а потом лучше спрятать тело — если остальные заметят его или следы крови, то встревожатся, начнут искать, а оглушённых приведут в чувство. Поэтому если Артура ранили и он истекает кровью, то нужно быстрее использовать бинты.

Можно подсматривать в замочные скважины, прятаться в тени, в кустах, за укрытиями. Важно сразу гасить и задувать все источники света. Если же всё-таки Артура заметили, то приходится вступать в бой, используя простые и усиленные атаки, блокируя и парируя удары, бросая кинжалы.

Лучше устранять сзади, по одному и по-тихому.

А вот стрельба из лука предназначена больше не для сражений, а для стелса и исследования. Как вы уже поняли, стрел на разные случаи жизни у Артура много — и это как раз одна из главных вещей, позволяющих сравнивать Winter Ember с Thief. Особенно ценны водные, тушащие источники света; кроме того, они образуют лужи на снегу, из-за чего враги, кинувшиеся на вас, могут поскользнуться и упасть.

Про огненные я уже рассказывал (они ещё и поджигают противников), электрические способны на время вывести врага из строя, а также запускают генераторы (пригодится при решении загадок). Стрелы с тупым наконечником не только заколоченные досками проходы ломают и лампы обрушивают, но и оглушают оппонентов. О предназначении дымовых, ядовитых и взрывных, уверен, вы и сами догадываетесь.

И это ещё не весь список. Причём стрелы мы вольны создавать на ходу, выбирая тип наконечника, древко и добавляя к ним стихийные и прочие элементы с различными эффектами.

Тут стрелы вряд ли помогут.

Особенно продвинутое древко позволяет объединять сразу несколько элементов — например, дым и воду, чтобы враги и не видели толком, и поскальзывались/замедлялись. Надо сказать, что и оппоненты то и дело или плюются в Артура какой-то зелёной гадостью, застилающей весь экран (это делают горожане, превратившиеся в агрессивных монстров), или ставят дымовые завесы.

В драках можно уклоняться, но в таких ситуациях это бесполезно. И лучше до такого не доводить.

Полезная ролевая система

Присутствие крафта автоматически означает усиленный поиск ресурсов — им мы и занимаемся во время исследования города. Также в шкафах, комодах и карманах граждан можно найти более или менее ценные вещи, которые Артур потом продаёт на чёрном рынке, чтобы прикупить там же целебных зелий, бинтов и элементов стрел.

Тут авторы подробнее рассказывают о крафте.

Особенно повезёт, если мы найдём очко навыков. В Winter Ember есть ролевая система, состоящая из трёх веток умений. Одна отвечает за бой (увеличение здоровья, шанс пробития блока, облегчение парирования), другая — за скрытное прохождение (более эффективные карманные кражи, уменьшение шума, возможность прокачать метательные кинжалы так, чтобы одним броском сразу убить врага, только что обнаружившего Артура). А третья ветка навыков делает более эффективным исследование — упрощает взлом замков, укрепляет отмычки, увеличивает размер инвентаря и всё в таком духе.

То есть всё более или менее полезно — приходится ломать голову, что именно прокачивать и изучать, ведь очки навыков тут в дефиците. Вкладывать их и развивать персонажа разрешают у алтарей, которые также позволяют вручную сохранять прогресс.

У каждого умения есть три уровня прокачки.

Игра приятно выглядит и звучит

Ключевые события в Winter Ember подаются в мультипликационных сценах, которые пусть и диссонируют с общим графическим почерком (а графика тут трёхмерная), но очень качественно сделаны. Я бы даже с удовольствием посмотрел мультик по мотивам.

А когда-то Артур был красавчиком.

Ну и в целом картинка хороша — радуют игра света и тени, обилие деталей и в целом богатство окружения, особенно в закрытых помещениях, где мы видим многочисленные свечи, канделябры, шкафы, картины, книжные полки, ящики, разбросанные повсюду записки и так далее. А музыка играет на атмосферу.

Такие дома и обчищать приятно.

Так что же не так?

Конечно, у Winter Ember есть и проблемы. Но то, что персонаж иногда может застрять в предметах окружения, а управление не всегда ощущается отзывчивым, — это, на самом деле, мелочи.

Поначалу я также удивлялся тому, насколько бесполезными оказываются стрелы в сражениях. Куда проще ловить врагов на парировании в ближнем бою — это их оглушает и позволяет безнаказанно избивать. Но по мере того, как против Артура выходили более серьёзные соперники, мнение чуть изменилось — их удары отбить сложнее, да и нападают они по двое-трое, а то и больше, не давая безнаказанно парировать и добивать. Поэтому как минимум дымовые, взрывные и оглушающие стрелы оказались весьма эффективными. Хотя это не отменяет того факта, что некоторые виды стрел выглядят откровенно бесполезными.

Да, рейтинг «Бесшумный вор» нам явно не грозит. Тем более что нет тут никаких рейтингов.

Не хватает и некоторых механик в стелсе — так, почему-то нельзя отвлекать противников броском камня. Кинжалы и бутылки, которые можно использовать для этой цели, появляются далеко не сразу. Также очень не хватает эффектных вертикальных убийств/оглушений, хотя наш персонаж, как вы уже поняли, очень часто оказывается в позиции сверху.

В любом случае это всё не критично. Главная проблема связана с тем, что это всё-таки не Thief, а игра в том же стиле и делали её не Уорен Спектор (Warren Spector) со товарищи, а никому не известные разработчики из Sky Machine Studios, не имеющие ни того же опыта, ни тех же бюджетов. Поэтому, при всей свободе исследования и нелинейности, о которой я говорил, тут у нас, конечно, совсем не «иммёрсив-сим». Вы можете пробраться в здание через окно, а не через дверь, можете экспериментировать, комбинируя эффекты для стрел, но сути это не изменит: глобально игра всё-таки линейна, мир статичен и никак не реагирует на наши действия, а вариантов прогнуть его под себя немного. Если доски можно сломать только стрелой с тупым наконечником, то сжечь их огнём или проломить мечом не получится при всём желании.

Сеттинг интересный: огнестрела нет, но есть стриптиз-бары и неоновые вывески.

А прохожие, видевшие как вы убили охранника, убегут с криками, но вскоре вернутся и будут смотреть на вас как ни в чём не бывало. Хотя на тротуарах по-прежнему лежат трупы, и их никто не убирает. А вот если с Артура продолжает капать кровь, то они заорут. То есть то, что пять минут назад он у вас на глазах зарезал человека, — нормально? Главное, чтобы костюмчик был чистым? У NPC очень короткая память — здесь явно не хватает системы кармы/репутации. Я уже не говорю о механике хаоса из Dishonored. Поэтому дилемма, придушить или прирезать, быстро теряет актуальность — конечно прирезать, ведь нам ничего за это не будет и так точно никто не проснётся.

Это один из главных боссов в игре. Его проще бить мечом, чем расстреливать из лука.

Конечно, наивно было бы ждать от дебюта скромной студии игры уровня Thief. Ругать разработчиков совсем не хочется. А хочется, наоборот сказать спасибо и пожелать работать дальше в этом направлении, делая выводы. Потому что, во-первых, со стелсом сегодня напряжёнка, а во-вторых, играть, несмотря на недостатки, всё равно интересно и хочется. Я вот залипал до трёх-четырёх ночи — и не только потому, что надо по работе, но ещё и потому, что увлекает. Игра получилась стильной, породистой, достаточно разнообразной и местами непростой.

Плюсы: сюжет интригует; интересные миссии; достаточно свободное и местами нелинейное исследование мира; геймплей затягивает и бросает вызов; обилие стрел на разные случаи; ролевая система и крафт реально полезны; в игре всё хорошо с дизайном, графикой и музыкой

Минусы: это всё-таки не «песочница», и в главных вещах игра линейна; очень не хватает системы хаоса, а также кармы или репутации; некоторые виды стрел кажутся почти бесполезными.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»