Обзоры

The Stanley Parable: Ultra Deluxe: Обзор | StopGame


Актуально для платформы: PC

На этом месте должен был быть привычный рассказ о том, насколько значима The Stanley Parable, вышедшая ещё в 2013 году, как она ломала «четвёртую стену» и исследовала природу выбора в играх. Но мне хочется начать с куда более актуальной темы и поговорить о вёдрах. «Ведро»… как много в этом звуке… Вы вообще задумывались когда-нибудь о том, что ведро — это ведь не просто полезная в хозяйстве вещь, что у него могут быть свои мысли, желания (например, научиться кататься на роликах)?

А я вот благодаря The Stanley Parable: Ultra Deluxe задумался — и теперь просто не могу смотреть на своё ведро, куда я все эти годы так бесцеремонно пихал грязную тряпку, просто как на хозяйственный инструмент. Нет, теперь оно стоит рядом со мной на стуле, и очень надеюсь, что тепло и путеводный свет ведра будут пронизывать пелену смятения и хаоса в моей жизни…

Шутка, повторённая дважды?

Конечно, может показаться удивительным то, что абсолютно иррациональный мем с ведром, не имеющий никакого отношения к размышлениям про судьбы индустрии, стал едва ли не главной шуткой в игре, которая на самом деле про постмодернизм, слом «четвёртой стены», ироничный взгляд изнутри на разработку видеоигр, на взаимодействие с комьюнити и так далее.

И я, признаться, проходя The Stanley Parable: Ultra Deluxe, в первые минут 20 тоже был настроен скорее скептически. Трудно войти дважды в одну реку. И то, что выглядело смелым, актуальным и прорывным девять лет назад, сейчас таким уже не кажется — за эти годы многие ломали «четвёртую стену», и делали это очень талантливо, как, например, мой любимый Дэниел Маллинс (Daniel Mullins), автор Inscryption.

Графика в новой игре, кажется, похорошела.

Конечно, в The Stanley Parable есть уникальный рассказчик, по которому, оказывается (и это только сейчас стало понятно), я соскучился за эти девять лет. И «четвёртая стена» ломается здесь не просто так, а для того, чтобы разработчики в ироничной манере поговорили с нами на актуальные для индустрии темы, порассуждали о природе выбора в играх. И не просто порассуждали, а сделали это гениально, позволив нам в образе простого офисного работника Стэнли идти наперекор рассказчику, принимать отличные от запланированных решения, насаждаться тем, как рассказчик бесится (хотя местами его даже жалко), и открывать всё новые и новые концовки.

Нас просят идти прямо, но что будет, если свернуть налево и попытаться сбежать? Удержаться невозможно.

Но, повторю, это было девять лет назад. А что сейчас мы поначалу видим в этом вроде бы расширенном издании? Да, мы можем найти отдельный музей трофеев, где выставлены все премии, которые получила игра, а под стеклом в рамочке размещены некоторые хвалебные рецензии. Есть ещё выставочные залы с дополнительными материалами, где показаны наброски некоторых локаций, включая комнату Стэнли, рассказывается о ходе разработки, о том, как авторы нашли дизайнера и так далее. Интересно, познавательно, забавно, но не более того.

Плюс авторы довольно предсказуемо иронизируют по поводу «новых материалов» в подобных переизданиях, да и материалов оказалось комически мало.

Здесь можно узнать много занятных подробностей о разработке.

И снова гениально!

Однако, когда, казалось бы, окончательно убеждаешься в том, что The Stanley Parable: Ultra Deluxe представляет собой местами забавное, но в целом вымученное хождение по кругу и что шутка, повторённая дважды, уже не так смешна, разработчики парой лёгких движений переворачивают всё с ног на голову.

Стилистика тут аховая — в хорошем, конечно, смысле.

Оттолкнувшись от отрицательных обзоров в Steam, они размышляют о необходимости добавлять всё то, что просят игроки, и вводят великую сцену с кнопкой, позволяющей проматывать диалоги. Сцена эта настолько сильная, что я теперь, наверное, не смогу, как раньше, просто пропускать реплики — инстинктивно буду бояться того, чем это может закончиться.

Связь с рассказчиком здесь ещё более тесная, чем в оригинале.

А потом рассказчик показывает идеи для сиквела, среди которых, например, есть аппарат по халявной выдаче достижений, коллекционные статуэтки, за сбор которых мы ничего не получаем, кнопка, называющая настоящее имя игрока, и многое другое. И, конечно, пресловутое успокоительное ведро, которое так и манит, умоляет взять его, ведь тут же вас охватит волна тепла и комфорта.

Ирония? Бред? Фишка с ведром настолько гениальная, что подойдёт любое определение.

В итоге из расширенного издания игра превращается практически в полноценный сиквел. И если вы запустите уже не The Stanley Parable: Ultra Deluxe, а The Stanley Parable 2, то игра преобразится — шарики, украшающие офис, успокоительное ведро, новые локации, новые концовки и даже новые персонажи…

А вам какое лого больше нравится?

И восторженный ужас от осознания того, насколько это снова глубокая игра, от того, что ты просто не знаешь, какие ещё сюрпризы и концовки заготовили авторы при следующем прохождении… И при этом за иронией скрываются достаточно глубокие, интересные, а главное, актуальные рассуждения о процессе разработки игр и о взаимодействия с их сообществом.

Нам всем сейчас это очень нужно.

Всё это не значит, что The Stanley Parable: Ultra Deluxe самодостаточна. Нет, лучше всё-таки сначала пройти оригинал, а потом запустить продолжение, чтобы понять, насколько глубже и интереснее стала игра. Авторы снова доказали, что они гении, — и мне просто нечего больше добавить. Лучше просто возьму успокоительное ведро в руки — хочется, знаете ли, тепла и комфорта посреди хаоса жизни.

Плюсы: сюжет; юмор; ирония; новые гениальные идеи и дополнительные материалы; актуальные размышления о разработке и восприятии игр; отличная озвучка.

Минусы: отсутствуют.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»